Люди

Оля Айзенберг

Оля Айзенберг

Родилась в Москве в 1977 году. Закончила психфак МГУ и двухгодичный курс искусствоведения.

Долго работала в маркетинговых исследованиях, потом родила троих детей и создала студию «Летал и Шагал».

Должности у меня четыре:

- шишка
- специалист по восхищению детским искусством
- переводчик с искусствоведческого на детский
- хранитель музейного фонда "Летал и Шагал"

 

А ещё написала много статей про детское рисование и искусствоведение. При случае рассказываю детям об искусстве в музеях и на выставках.

 

Основатель, худрук и преподаватель ЛиШ. 

Оля Собещанская

Оля Собещанская

Родилась в 1977 году в Подмосковье. Училась в художественной школе г. Мытищи у Е.А. Кольченко.
В 1999 году окончила МПУ им. Крупской. Имеет диплом учителя изобразительного искусства, черчения и народных ремёсел. С детьми работает уже больше 20 лет.

У Оли есть уникальный опыт талантливого ученика талантливого педагога (Оля училась у легендарного Евгения Андреевича Кольченко, директора Севастопольской и Мытищинской художек) и уникальные человеческие качества для того, чтобы быть лучшим преподом в жизни ребёнка.

Во-первых, это отношение к детям. Трудно подобрать слова для того, чтобы описать это отношение. Говорить, что они на равных было бы неверно, нет, Оля не заигрывает с учениками из позиции своего внутреннего «ребёнка», Оля вполне себе взрослая «тётя». Но при этом в её общении с ребёнком (достаточно минималистичном, как ни странно) чувствуется такая любовь, уважение и доверие, какой-то безусловный «пиетет» к детской личности, который творит чудеса в творческом плане. Ребёнок заряжается этим отношением как аккумулятор, накапливает и выдаёт удивительные творческие результаты.

Во-вторых, тонкое понимание законов существования и развития детского творчества. Оля знает, или даже лучше сказать - чувствует, когда и как можно и нужно направить, а когда и как категорически нельзя. Оля прекрасно прочитывает потенциал каждого нашего автора и зону его ближайшего развития. И незаметно движется к раскрытию этого потенциала, на радость самого автора и окружающих.

Если вы попадёте на занятие к Оле, вы удивитесь. Она сосредоточенно курсирует между мольбертами, тут добавляя краску на палитру, тут отрезая новый лист, и вы понимаете, что вместе с этими простыми физическими действиями в воздухе творится какая-то магия…


Мама Люси и «по совместительству в летние каникулы колдунья в северных краях».

Преподаватель ЛиШ с первого дня существования студии.

Ася Урычева

Ася Урычева

Родилась в 1978 году в Ялте. В 2000 году закончила ГАСБУ Институт прикладного искусства и дизайна. Член Московского Союза Художников. С детьми работает с 2002 года.

 

Ася у нас – самый универсальный специалист по любому возрасту детей. У неё единственной есть группы всех возрастов. К ней приходят в три года и влюбляются на всю жизнь. Ася становится надёжным и верным проводником в этот дивный художественный мир. Сначала под её творческим кураторством рождаются первые головоноги. Иногда они появляются даже раньше, чем способность внятно о них рассказать. Потом ребята растут, учатся с ней композиции и цвету, правилам хорошего тона («дети! кто не помыл за собой чашку?!» – слышен требовательный Асин голос), растут дальше, обсуждают важные художественные темы, спорят, поверяют свои чувства и мысли, становятся крепкими друзьями, и параллельно – неплохими знатоками искусства.

 

И для каждого этапа детского художественного пути у Аси есть свой язык, свои «приёмы», свой подход. Свой подход есть у неё и к разным детям. Вообще у Аси не забалуешь. Дети это чувствуют. Они чётко знают, что сюда – в студию – они приходят заниматься делом. Делом, которое для кого-то может быть делом жизни. Ася очень здорово умеет создать на занятии рабочую атмосферу. Активизировать в ребёнке какую-то мощную готовность ставить и решать художественные задачи. Шагнув на порог студии, дети удивительным образом оставляют за стенами свои капризы, плохие настроения, вредность, эгоистичность. Потому что с Асей интересно, потому что с Асей ты становишься значимым и «равным», потому что твоё мнение интересно и важно. Тебе доверяют, но и спрашивают с тебя. Принятие ответственности становится путём к уважению. И это мы всё об уроках рисования, между прочим.

 

Подготовка к новогодней ёлке. Занятие давно закончилось. Формально. Но разве это важно. Родители растаскивают детей по домам, но процесс продолжается: «Ась, я скину тебе вечером подходящую музыку для моего номера, хорошо?»

Конечно, хорошо. Хорошо, что дети увлечены и счастливы. Ведь они – безусловно лучшая часть человечества, как говорит Ася. И мы все с ней абсолютно согласны.


Мама Сони и Марка. 

Преподаватель ЛиШ с первого дня существования студии.

Лена Газанчян

Лена Газанчян

Родилась в Москве в 1975 году. Закончила худ-граф МПГУ им. В.И. Ленина в 1997 году и магистратуру в Московском Государственном Психолого-Педагогическом Институте по специальности педагог-психолог в 2016 году.
Работает с детьми с 2003 года. Интересуется арт-терапией. Участник семинаров Елены Макаровой по арт-терапии. 

 

Лена – педагог-сообщник. Мне кажется, дети поначалу даже не верят в своё счастье, что перед ними – действительно педагог художественной студии, который будет их чему-то «учить»… А не просто очень-очень добрая волшебница, которая сама немножко ребёнок, которая может по уши измазаться краской, которая знает какого цвета дыхание колокольчиков и лютиков, которая легко победит любые страхи и неуверенности: «Краска, она такая текучая и непредсказуемая… А можно попробовать пальцем! Если кистью тебе кажется слишком ответственным…»

 

Лена с головой уходит в творческий процесс. Она так здорово чувствует идею ребёнка, как будто бы становясь его музой, его альтер-эго, подхватывает налету и, если вдруг случается творческий затык, всегда даёт нужный, совсем малюсенький толчок, подсказку, которая помогает выйти в новое измерение, взглянуть на работу с новой стороны и увидеть новые возможности

Лена – немножко фея нашего воображаемого студийного очага. Потому что с ней в студии очень уютно. Она приходит, надевает рабочий фартук, достаёт из разных коробочек сокровища: здесь у неё бусины, здесь ракушки, тут опавшие листья, а тут – коробки от яиц. Всё идёт в дело. И в любой работе –  живописной, графической – вдруг может найтись место для коллажа или ассамбляжа. Младшие дети счастливы использовать самые неожиданные предметы и любые предметы вообще, потому что их мир – пока ещё предметный и конкретный, а любая тактильность доставляет им особенную радость. Которой они делятся с Леной и со всеми нами через прекраснейшие гармоничные работы.

 

Мама Таисии и Платона.

Преподаватель ЛиШ.

Леся Танченко

Леся Танченко

Родилась в Подмосковье. Закончила МХПА им. Строганова в 2016 году. Участник выставок и член Международного художественного фонда. Преподавала в художественных школах и училищах.

Как-то проезжая мимо Строгановки, я решила повесить там объявление: «Дорогие преподаватели и студенты, приходите к нам рисовать с детьми!» И повесила, прямо напротив столовой.

Так мы обрели Лесю.

 

Леся, как вы уже догадываетесь, тоже совершенно удивительная. Эта хрупкая нежная миниатюрная барышня называет себя художником-мастером, закончила кафедру металла (!), и дипломным проектом её стали не какие-нибудь ювелирные изделия, а монументальное панно размером 3 на 2 метра, с такими потрясающими китами, о!..

Но сейчас не об этом. А о том, как Леся работает с детьми. И делает она это замечательно. Вот это вот слово «мастер» - оно не случайное. Оно и в педагогике проявляется. Очень спокойно, без каких-либо излишних экзальтаций и преувеличенных восторгов Леся из занятия в занятие развивает в детях их уверенность в собственных силах. Дети говорят: «Леся умная и добрая и безоговорочно доверяют ей. И не зря. Она отлично чувствует, где можно подсказать, а где надо дождаться, когда появится готовность к новым решениям.

Идёт занятие. Ребята рисуют. Леся начинает рассказ: «Как-то раз на первом курсе… » Что-то отвлекает её, и когда вопрос решается, подросший в наших стенах Саша Козлов напоминает: «Так что там было, на первом курсе?» Ребятам интересно с Лесей.

А ещё Лесино удивительное спокойствие и принятие делает её незаменимым педагогом для сложных ребят. Такие у нас тоже бывают. И спустя годы, они вспоминают Лесю и её совершенно неоценимое бережное отношение.

 

Преподаватель ЛиШ.

Света Жукова

Света Жукова

Родилась в Москве.

Закончила Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, факультет графических искусств, в 2016. Диплом сделала на кафедре «Иллюстрация и эстамп», под руководством Евгения Николаевича Подколзина.
Диплом получил награду на ежегодном конкурсе «Образ книги» в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации».
Художественное образование – это Светино второе высшее образование. Первое образование – педагог-психолог. Год окончания 2007.
Неоднократно участвовала в различных выставках, в том числе международных, с иллюстрациями, станковыми работами и инсталляциями. 

 

Чтобы работать с детьми, нужно иметь очень тонкую кожу. И специальные чувствительные «щупальца». Если вы понимаете, о чём я. И это о Свете.

Эти инструменты дают возможность «подключаться» на уровне «токов» к своей требовательной аудитории. Но этого недостаточно для того, чтобы стать «лучшим учителем», «самой доброй», «которая всегда помогает и доброжелательно даёт советы», «с которой интересно» и пр., и пр. (так говорят о Свете наши дети). Просто прочувствовать – мало. Нужно ещё иметь великую мудрость. Чтобы, изучив характер и настроение ребёнка, отвечать ему не на его актуальное состояние, а вести его вперёд, не поддаваясь и не потворствуя, и оставаясь при этом серьёзным авторитетом.

 

Света вообще серьёзная. Умеющая говорить на серьёзные темы. Серьёзно относящаяся к детям, и очень серьёзно – к себе. Анализирующая каждый акт взаимодействия с детьми – всё ли было сделано во благо и развитие, или где-то допустила ошибку… Психологическое образование даёт о себе знать. И эта постоянная тончайшая работа с изобразительным материалом и материалом души ребёнка неизбежно приводит к великолепным результатам – художественным и человеческим.

 

Мама Вари.

Преподаватель ЛиШ. 

Марина Герасимова

Марина Герасимова

Родилась в 1992 году в Подмосковье.  Закончила училище декоративно-прикладного искусства в г. Талдом в 2011 году.  А потом академию МГХПА им. Строганова по специальности Искусство графики в 2017 году.  Получила дополнительное образование в школе современного искусства "Свободные мастерские" в 2016 году. Участник московских выставок графики и современного искусства. Художник-график, живописец, монументалист, мозаичист и керамист.

Работает с детьми со времён учёбы.

 

Наша команда замечательна тем, что объединяет людей разных поколений. Марина – прекраснейший представитель поколения Y :) Что это значит? Она смелая, самостоятельная, чрезвычайно самодостаточная и удивительно лёгкая на подъём. Как-то раз мы ходили вместе на выставку в ГМИИ и болтали, пока стояли в очереди. Она рассказывала о поездках последнего лета. «Ну и вот, мы попёрлись на эту самую высокую точку Татарстана. На поезде, потом автобусе доехали до ближайшей к ней деревне… На нас смотрели с удивлением, нам казалось, что в этой глуши ещё никогда не видели приезжих…»

«Маринка, но почему вы решили поехать в такое странное место?»

«Да услышали где-то, подумали – а почему бы и нет?»

 

И это ведь очень важная черта – мотив «а почему бы и нет», особенно для работы с детьми, согласитесь :) Почему бы и нет – и на листе распускаются розами корабли.  Почему бы и нет – и замысел из плоскости вдруг вырастает в объём. Родители наших детей говорят о Марине: «увлечённая, неземная, вдохновляющая, она создаёт атмосферу свободы и лёгкости», и это абсолютная правда, а главное – это именно то, что составляет главный смысл ЛиШ.

«При этом не даёт особо отлынивать», - добавляют родители. Да, свобода у нас не означает анархию и вседозволенность, мы умеем создать атмосферу созидательной и конструктивной свободы, за что огромное спасибо Марине и другим дорогим коллегам.

PS. Знаете, а ещё Марина ужасно заразительно смеётся.

 

Преподаватель ЛиШ.

Володя Строганов

Володя Строганов

Родился в 1977, закончил филфак МПГУ, добровольный лесной пожарный GreenPeace, активный гражданин и ценитель прекрасного, отец Вари, бессменный завхоз, администратор и Муз женского коллектива ЛиШ.

 

1 апреля 2016 года я разместила в районной группе объявление о поиске уборщицы для студии. Среди откликнувшихся был некто Владимир Строганов. С вопросом – «А мужчина подойдёт?» Мы поржали на тему сексизма, порадовались подходящей фамилии и немедленно приняли Володю на работу.

И с тех пор наш А) сугубо женский и Б) сугубо художественно-творческий и В) вечно летающий в облаках коллектив наконец-то обрёл надёжную опору, крепкие руки и бдительное отрезвляющее мужское рацио. «Уборщица» постепенно трансформировалась в господина Завхоза и министра Администратора. 

 

«Товарищи художники! Я не могу заказать просто ПЛАСТИЛИН! В очередной раз прошу – указывайте, пожалуйста, цвет, размер и количество» - добродушно ворчит наш дорогой Володя в чатике. Ну а мы по стойке смирно и снова забываем.

И знаете, что самое прекрасное во всём этом, как и всегда и везде, впрочем? Конечно же, любовь.  Мы нужны друг другу, и это делает наше совместное существование счастливым, деятельность – продуктивной, а результаты – вдохновляющими.

Анна Тененбаум

Анна Тененбаум

Аня присоединилась к нам недавно.

 

Родилась в Москве. Училась в училище прикладного искусства, потом в магистратуре МГХПА им. С.Г. Строганова. Специальность – искусство реставрации/ювелирное искусство.

Победитель конкурса иллюстраций Литературного Музея Серебряного Века "Артур + Маша = стихи». Лауреат международного конкурса «Образ книги» 2019, дипломант 2021. Участник Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы "Морс" 2017, 2019, 2020. Участник выставок МСХ.

 

Вот что она о себе рассказывает:

 

"Мое художественное образование с корочками насчитывает 10 лет (4 года училище, 6 лет Строгановка), без корочек - еще столько же наверное, т.к. я постоянно учусь и не планирую останавливаться.

К слову, универ мне дал совсем другую специальность, а в иллюстрации я всему училась сама после ВУЗа (и продолжаю учиться).⠀

Мне очень нравится работать с другими художниками (маленькими и большими), помогать им постигать новое в иллюстрации, обсуждать и придумывать разные безумные проекты, направлять и рассказывать, видеть как горят глаза, когда получилось задуманное.

 

В настоящее время рисую иллюстрации для детских книг, преподаю".

 

Преподаватель ЛиШ.

Ира Зубик

Ира Зубик

Родилась в Москве. 10 лет училась в «Тимирязевской детской художественной школе».

В 2015 году с отличием закончила Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова. (Дипломный руководитель  А.В.  Кортович).
С 2016 г. — член Московского союза художников. Мама Луки и Саввы.

Неоднократный участник выставок как в России, так и за рубежом ("К 90-летию ВХУТЕМАСа" 2010, "Эстамп и книга", 2014, "Голубая чашка", 2014, и многих других).

 

Преподаватель ЛиШ.

Такой, что полюбив Иру однажды, дети ездили из Реутова в центр Москвы на занятия.

Света Махрова

Света Махрова

Родилась в 1987 году в г. Реутов. Окончила Строгановку, участвовала в многочисленных выставках в России и за рубежом. Иллюстрации детских книг Светы не раз награждались на конкурсах. 
 

Однажды мама Света привела своих девочек к нам в студию.
Девочкам понравилось, маме тоже.

Потом девочки подросли, но Света про нас не забыла. Дело в том, что она была художником. И после затянувшегося декрета думала о профессиональном приложении себя.
И вдруг написала, позвонила и пришла.

Теперь ведёт у нас группы по четвергам на Динамо. 

А на днях выяснилось, что Света вошла со своими работами (в карусели) в лонг-лист финалистов Болонского конкурса иллюстраторов (это серьёзный конкурс).

Мы её поздравляем от всей души!
Ужасно рады, что ЛиШ остаётся в сердцах у детей и взрослых, и убеждены, что любые встречи не случайны.