С новым учебным годом!
Дорогие друзья,
уже очень скоро мы начнём наши регулярные занятия в студии на Динамо (с 9 сентября), в Тургеневке (с 14 сентября) и в ЕКЦ на Никитской (с 3 сентября), вы можете смело записываться в группы согласно расписанию на нашем сайте.
А пока хотим поздравить вас с наступившим учебным годом и сделать небольшой подарочек, шпаргалку по прекрасной выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton», проходящей в ГМИИ им. Пушкина, в Галерее стран Европы и Америки.
Выставка продлится до 29 сентября, и она отлично годится для похода с детьми, обязательно сходите, если ещё не.
Итак.
Куда мы сегодня пойдём?
На выставку современного искусства – ответ формальный.
На выставку идей, мыслей и чувств – ответ содержательно довольно близкий к сути происходящего и, к тому же, слегка интригующий.
По дороге как раз можно обсудить все возможные способы выражения и фиксации этих самых идей, мыслей и чувств. Как донести до публики идею? А чувство? А? Эээ…
Пространство выставки открывается «воротами» из двух мощных работ - Ива Кляйна (Антропометрия без названия, №104) и Джакометти (Большая женщина II), обе 1960 года.
Предлагаю про Джакометти поговорить в зале его работ, он вас ждёт в самом начале выставки, на первом этаже. А здесь – представленный дуэт даёт такой богатый материал для монологов и диалогов о современном искусстве, что даже трудно выбрать, какой заход плодотворнее, судите сами:
- Из чего «делается» изобразительное искусство? Из цвета и формы, конечно же. И вот вам, пожалуйста, «международный синий Кляйна» и «фирменная» форма Джакометти.
- Чем отличается «новое» искусство от «старого»? В чем состоит одно из главных отличий экспериментов современного искусства (под которым мы подразумеваем постмодернизм и далее) от всего предыдущего: в попытке автора самоустраниться, внести в процесс создания произведения элемент случайности, опосредованности (и это один из лейтмотивов выставки) – пусть прекрасное тело оставит свой отпечаток на холсте, пусть объектив зафиксирует стихийно сложившийся набор предметов, пусть художник бесконечно воспроизводит человеческую фигуру из гипса, мягкого и податливого, улавливающего и сохраняющего каждое прикосновение, и что определяет момент, когда он останавливается на этом пути к совершенству… А? Эээ…
- Откуда вырастает искусство? Из жизни, конечно, из того, что волнует и беспокоит художника, как наиболее чувствительного представителя человеческого общества. 20 век разочарован в человеке как в творце, и вот иллюстрации: фигуры Джакометти зыбки, слабы, трагичны и чертовски одиноки, а антропометрии Кляйна задуманы в попытке вообще исключить художника из процесса творения.
- Где границы художественного произведения? Как они определяются в пространстве и времени? Фигура Джакометти отбрасывает тень на стену зала Галереи и тогда стена, пространство ею ограничиваемое и мы сами, находящиеся в этом пространстве, становимся частью произведения? А если сам акт создания антропометрии Кляйна, происходивший в 1960 году, становился важной частью произведения, остаётся ли оно таковым, вися на стене сегодня, всего лишь как запечатлённый результат? А? Эээ…
В общем, таким вот образом вкратце обозначив своим юным искусствоведам проблематику совриска :), двинемся дальше. Впереди будет много всего прекрасного, и чтобы не перегружать вас и детей, остановлюсь лишь на паре тем (заслуживающих внимания ни чуть не более, чем все остальные).
Красота и случайность.
Вы видите потрясающую по цвету абстракцию Зигмара Польке. Она завораживает вихрями оттенков, уносит вас в глубину, вы вспоминаете «Свет и цвет» Тёрнера. Польке работал самыми разнообразными красителями, сочетал их с металлами и различными связующими. В результате полотно под воздействием факторов среды всегда находится в процессе химической реакции. Химическая реакция – автор, ну хорошо, соавтор произведения, хм… И тут же снова вспоминается Кляйн, берущий себе в соавторы погоду: он прикреплял холст со свежей краской к автомобилю и разъезжал под дождём.
Здесь же прекрасные фотозарисовки Вольфганга Тильманса, в которых кажущиеся случайными наборы предметов, ракурсы, кадрирование дарят огромное эстетическое удовольствие от цвета, линий, фактур и композиций.
Тема Памяти.
Много на этой выставке работ, посвящённых Памяти. Что остаётся от человека, когда его жизнь заканчивается? Что мы хотим помнить, а что нет? Как мы сохраняем память о тех или иных исторических событиях? Ведь каждый художник может сделать свой собственный мемориал событиям 11 сентября 2001 года, например (на выставке мы видим композицию «Букет» Изы Генцкен, посвященную этой теме).
Кристиан Болтански тоже создаёт мемориал, фиксируя его на видео. В пустыне Атакама, где чилийцы устанавливают импровизированные алтари в память о жертвах Пиночета, Болтански втыкает 800 металлических прутьев с японскими ветряными колокольчиками, расположение которых повторяет карту звездного неба в день его рождения. И снимает фиксированной камерой 12 часов «существования» этого поля – дуновения ветра и звон, покачивающиеся прутики и травы.
Рождение, жизнь, смерть и память – вечный цикл, завораживающий человека. И это не единственное произведение на выставке, предлагающее помедитировать. Марина Абрамович захочет усадить вас в шезлонг перед метрономом и отвлечься от суеты залов. Любопытно, на сколько вас хватит... :)
Но сперва вас конечно же ошарашит висящая под потолком лошадь, инсталляция Маурицио Каттелана «Баллада о Троцком». Жанр - баллада - определён очень точно, это печальный и щемящий образ, «горький комментарий на тему революционной утопии» (цитата из каталога к выставке). Лишённое опоры животное, которое мы привыкли видеть твёрдо стоящим на красивых ногах и гордо несущим своего седока на парадных портретах, здесь выглядит беспомощно и обречённо. Представляете, оказывается, в наше светлое будущее верили не только мы сами, но и наши соседи по земному шару, и сильно расстроились, когда коммунистические идеи обратились террором...
Герберт Рихтер пишет абстракцию и называет её «Гудрун». Это работа – посвящение участнице леворадикальной немецкой группировки «Фракция Красной Армии». Судьба её трагична: участники группировки были арестованы, а затем совершили в тюрьме коллективное самоубийство (по официальной версии). Сложная многослойная тема и такая же сложная фактура. Наслоение красок в работе Рихтера вызывает желание проникнуть в эти слои, будто бы обещает, что за внешним страшным слоем кроется что-то совсем иное.
А вот в совместной инсталляции Болтански и его жены Аннет Мессаже под названием "Свадебное путешествие" тема памяти обыгрывается в обывательском контексте – гигабайты фотографий, которые мы привозим из поездок и мучаем ими близких и друзей (на эту тему есть чудный давний скетч в шоу Фрая и Лори, не нашла его, к сожалению, в виде фрагмента - если найдёте, покажите детям, мне кажется, маленькая доза самоиронии в наш маниакально фотографирующий век не помешает).
Там ещё, конечно, есть потрясный Баския, и как тут не рассказать про чёрных в Нью-Йорке в 1970-1980-х годах...
Получается, что каждое произведение без истории о нём бессмысленно? – спросят вас в конце концов дети. Или вы – их. С одной стороны – да. Но, с другой – концептуальное искусство прекрасно тем, что допускает любые трактовки. Оно оживает в диалоге со зрителем. Так что ты, дружок, только что подарил жизнь всем этим работам и вступил в контакт с каждым из этих художников. А? Эээ… Так-то.
P.S. Выставка имеет маркировку 18+, но, если честно, не вижу причин не повести туда и младших школьников. Пара откровенных фотографий обнаженного тела в инсталляции «Свадебное путешествие» Болтански-Мессаже, жёсткие темы Рихтера, ну и тема «размноженного» Каттелана (инсталляция Spermini) – вот, пожалуй, перечень самых опасных мест, где вы можете поаккуратничать.
Счастливой вам встречи с прекрасным!
Ваша Ольга Айзенберг